ОРУЖИЕ
Главная
Глоссарий
Японские мечи
Устройство меча
Этикет меча
Сюрикены
Галерея оружия
Футуристические
 

 

Словарь основных терминов


айкути — стиль оправ мечей и кинжалов без цуба.
аои — форма цуба очертаниями как четыре лепестка мальвы.
акэти-косираэ — практичные дешевые оправы мечей XVI века с использованием черного лака и железных деталей.
аси — «ноги», темные черточки тростита в светлом мартенсите закаленного лезвия.
аясуги-хада — волнообразный узор поверхности клинка.
бо — «палка», например бо-хи — прямой желоб.
боси — закаленная часть вершины клинка.
бу-но тати — боевой меч, общее обозначение.
вакидзаси — дополнительный меч к основному мечу катана.
варабитэ-катана — однолезвийный короткий прямой меч периода Асука.
гономэ — волнообразный узор лезвия на поверхности клинка (хамон).
гун-то — «военный меч», общий термин для мечей, находящихся на вооружении японской армии после 1868 года.
гэндай-то— «современный меч», общий термин для мечей, сделанных после 1868 года в традиционной манере.
дай — «большой», например дай-то — большой меч.
дайсё — пара мечей катана и вакидзаси.
дариба — палаш.
ёроидоси — протыкатель доспеха, разновидность кинжала косигатана.
икуби-киссаки-но тати — толстый, широкий и тяжелый меч XIV века.
итамэ — узор поверхности стали, сочетающий концентрические и параллельные линии (хада).
итомаки-но тати — меч военачальника с оплетенным шнурами участком ножен коси (поясница).
кабуцути-но тати — меч периода Кофун с навершием рукояти в форме молота.
кавадзуцуми — стиль оправ тати XIII-XIV веков, когда ножны обернуты гладкой кожей и лакированы черным лаком.
кадзари-тати — роскошные парадные мечи аристократов.
кай-гун-то — военно-морской меч, меч офицеров военно-морских сил Японии первой половины XX в.
кайкэн — женский кинжал, носимый скрытно.
каммури-отоси — утерянная корона, разновидность кинжальных клинков.
кани-но цумэ — узор закаленного лезвия кузнецов Осафунэ в виде клешней краба.
канто-но тати — меч с кольцом, разновидность мечей периода Кофун.
кара-тати — китайский меч, общее определение импортированных из Китая мечей или сделанных в китайском стиле.
катана — основной боевой меч самурая в период Эдо, носимый за поясом лезвием вверх.
катана-какэ — подставка для хранения мечей.
квайто — небольшой кинжал, носимый мужчинами скрытно в складках кимоно.
кидзимомо — форма хвостовика клинка словно нога фазана.
кинсудзи — выстроившиеся в линию зерна мартенсита, один из эффектов закалки.
киссаки — вершина клинка.
ко — в зависимости от используемых иероглифов означает «старый» или «маленький».
когаи — игла, закрепленная в пазе на ножнах меча.
кодзука — перочинный нож, закрепленный в пазе на ножнах меча.
корай-цуруги — корейский меч, общий термин для мечей, импортированных из Кореи или сделанных в корейском стиле.
коси — участок ножен и клинка, касающийся поясницы, когда меч прикреплен к телу.
косигатана — общий термин для целой группы кинжалов.
косидзори — разновидность изгиба клинка с центром вблизи хвостовика.
косираэ — оправа клинка (ножны, рукоять и проч.).
кото — мечи, сделанные до 1596 года.
кохадзэ — металлическая деталь с двумя отверстиями для шнура цую-но о, продеваемого в отверстие на конце рукояти меча.
кугё-но тати — разновидность парадных мечей высших сановников.
куригата — деталь на ножнах с продолговатым отверстием для про-
девания шнура.
куроуруси — стиль оправы тати с рукоятью и ножнами черного лака, кожаными ремнями подвески и кожаной цуба.
кусунгобу — кинжал для сэппуку.
кэйто-но тати — меч с драгоценным навершием, разновидность мечей периодов Кофун-Асука.
кэн — прямой обоюдоострый меч китайского типа.
кэнукигата-но тати — меч с щипчиками для выщипывания бровей, необычный тати с железной рукоятью, кованой заодно с клинком.
кю-гун-то — мечи после революции Мэйдзи, принятые на вооружение регулярной японской армии.
мадзири — «смесь», термин используется в отношении узора стали клинка или узора закаленного лезвия (хада и хамон).
маки-тати — разновидность итомаки-но тати, когда шнуром оплетены все ножны.
маки-э но тати — разновидность парадных мечей кадзаритати с использованием боевых клинков и лака маки-э для оформления ножен.
маки-э — роскошный золотой или серебряный лак.
маморигатана — меч самозащиты японских подростков из семей самураев.
масамэ — узор поверхности стали в виде параллельных линий.
мидарэ — «беспорядок», распространенный узор закаленного лезвия (хамон).
мокумэ — узор поверхности стали словно доска дерева (хада).
мои — герб.
мэкики — знаток искусства мечей, эксперт.
мэкуги — деревянный или железный клин, вбитый в отверстия рукояти и хвостовика клинка.
мэнуки — декоративные накладки на рукояти.
мэтэдзаси — кинжал косигатана, носимый справа.
нагамаки — нагината с клинком, который длиннее рукояти.
нагаса — длина клинка.
нагафукурин-но тати — меч с длинными металлическими ободами вдоль ножен.
нагацука-но катана — экстравагантный меч с необычайно длинной
рукоятью.
нагината — меч с длинной рукоятью, похож на европейскую але-
барду.
накаго — хвостовик клинка.
намбан-тэцу — европейское железо.
нанако — декоративная поверхность металлических деталей словно зерна рыбьей икры.
насидзи — лак с золотым или серебряным порошком.
нидзю-ха— «двойное лезвие», повторяющийся узор закаленного лезвия — эффект закалки, образующийся вследствие особого нанесения термостойкой пасты на клинок.
ниои — тонкие полоски или россыпи тростита в закаленном лезвии, эффект закалки, образующийся вследствие особого нанесения термостойкой пасты на клинок.
низ — зерна мартенсита в закаленном лезвии, эффект закалки, образующийся вследствие особого нанесения термостойкой пасты на клинок.
нэри-цуба — гарда, сделанная из склеенных полос кожи.
одати, о-тати — большой тати, размеры которого больше обычного.
отосидзаси — манера ношения тати, засовывая их за пояс на манер катана.
радэн — перламутр.
рёба — клинок с двумя лезвиями и ромбовидным сечением.
роиро — блестящий черный лак.
рэй-кэн — символические мечи как символы полномочий в период Нара.
сака-тёдзи — узор закаленного лезвия (хамон) словно бутоны гвоздичного дерева, наклонившиеся в сторону.
сакидзори — разновидность изгиба клинка с центром в верхней его части.
самэ — шкуры акул, скатов и некоторых рыб.
самэдзая — ножны, обтянутые шкурами самэ.
сандзю-ха — «тройное лезвие», см. нидзю-ха.
саямаки — стиль оправ, когда ножны оплетены шнуром и лакированы.
сёбудзукури — форма клинка словно лист ириса.
сибуити — декоративный сплав серо-оливкового цвета.
синогидзукури — типичная форма меча с наличием боковых плоскостей.
син-гун-то — новый военный меч, армейские мечи первой половины XX века.
син-син-то — сверхновый меч, общий термин для мечей, кованых в конце периода Эдо.
синто — все клинки, сделанные после 1596 года.
сиридзая — ножны-хвост, стиль оправ с использованием шкур животных, оборачиваемых вокруг ножен.
ситоги — необычная объемная цуба.
сори — величина изгиба клинка.
сугу-ха — узор закаленного лезвия (хамон) как прямая линия.
сунагаси — эффект закалки, схожий с кинсудзи.
сэнтоку — декоративный сплав.
сэ-ои-тати — большой меч, носимый за спиной.
сэппа — овальные пластинки с обеих сторон цуба.
сякудо — черный сплав с фиолетовым отливом.
такэнокодзори — форма клинка словно молодой побег бамбука.
тамаки-но тати — меч с ободом, роскошные мечи периода Нара.
танто — кинжал.
тати — большой меч, носимый лезвием вниз (общее название для целой группы мечей).
тёдзи — узор закаленного лезвия (хамон) в форме бутонов гвоздично-
го дерева.
тёку-то — прямой меч, общий термин для мечей с прямыми клинками.
тииса-катана — маленькая катана, меч средней длины между катана и вакидзаси.
тикэй — яркие зерна мартенсита-тростита, эффект закалки, образующийся вследствие особого нанесения термостойкой пасты на клинок.
ториидзори — клинок с равномерным изгибом, см. сакидзори, косидзори.
тосу — ножи, носимые знатью в период Нара.
убу — самая обычная форма хвостовика меча.
у-но кубидзукури — тип клинка с усиленной вершиной.
утигатана — меч, носимый лезвием вверх заткнутым за пояс, различают катана и вакидзаси (большой и малый мечи).
утидзори — клинок с выгнутой спинкой.
уцури — светлая полоска перлита в незакаленной области клинка.
фумбари — термин означает, что клинок заметно у%же в вершине, чем в основании.
фути — кольцо-муфта на рукояти возле цуба.
хабаки — плоская муфта на клинке.
хада — узор стали на поверхности полированного клинка.
хаккакэ — след метлы, эффект закалки, образующийся вследствие особого нанесения термостойкой пасты на клинок.
хамон — пограничная линия закаленного лезвия.
ханаси-мэнуки — свободная мэнуки, закрепленная не шнуром оплетки рукояти, а скрытыми гвоздиками.
хандати — полутати, меч с элементами оправы тати и катана.
хи — желоба на клинке.
хирадзукури — плоский клинок (без синоги).
хирумаки — оплетка ножен длинной узкой лентой по спирали.
хитацура — узор закалки (хамон), когда по всему клинку разбросаны пятна закаленного металла.
ходзю-цуба — плоская яйцевидная гарда периода Асука.
хосодати — тонкий тати, разновидность кадзари-тати с использованием тонкого, небоевого клинка.
хоцурэ — узор закаленного лезвия теряет отчетливость и приходит в беспорядок.
цуба — гарда мечаили кинжала.
цукуси-нагината — старинный типа нагината с муфтой на обухе для древка.
цуруги — древний термин для обозначения мечей.
цую — зажимы на концах шнура цую-но о, продеваемого в отверстие на конце рукояти меча.
цую-но о — шнур, продеваемый в отверстие на конце рукояти меча.
якидаси — закаленное лезвие заканчивается перед муфтой хабаки.
ямаганэдзукури — стиль оправы тати, когда ножны обернуты шкурой обезьяны и лакированы.
ямагатаканамоно — горообразная деталь на ножнах тати, в отверстие которой продеваются ремни подвески меча.